Что такое синестезия, почему синий цвет может пахнуть малиной и как рисуют слепые

Рубрики СтатьиОпубликовано

Что такое синестезияОригинал взят у mitravat в Что такое синестезия

Хорошая статья про синестезию, всё изложено кратко и доступно. Про собственный опыт жизни с разными формами синестезии напишу в следующем посте, а здесь — статья Дарьи Варламовой с сайта «теории и практики».

Что такое синестезия, и почему синий цвет может пахнуть малиной

Параллели между разными ощущениями интересовали художников и ученых со времен античности. О возможности «общего чувства» рассуждал Аристотель в трактате «О душе», сопоставлением гамм и палитр интересовались Гете и Лейбниц, а французский ученый Луи Бертран Кастель сконструировал цветомузыкальный орган задолго до авангардных экспериментов Скрябина. Но со временем выяснилось, что «цветной слух» — лишь частное и наиболее распространенное проявление загадочного феномена — синестезии. T&P узнали, как его объясняют нейробиологи, передается ли синестезия по наследству и какую пользу могут принести «смешанные чувства».

Что это такое

Синестезия — это особый способ восприятия, когда некоторые состояния, явления, понятия и символы непроизвольно наделяются дополнительными качествами: цветом, запахом, текстурой, вкусом, геометрической формой, звуковой тональностью или положением в пространстве. Эти качества иллюзорны: органы чувств, обычно отвечающие за их появление, в синестетическом восприятии не участвуют. При этом чувства словно смешиваются: человек может видеть или осязать звук, слышать цвет, чувствовать текстуру или геометрическую форму мелодии и так далее.

Такое «перекрестное» восприятие может проявляться в двух вариантах. Более интенсивный — когда синестетик действительно видит или чувствует цвета, запахи и другие дополнительные качества параллельно с привычными ощущениями от предметов. Но есть и мягкий вариант — «ассоциативный». когда у человека всплывают стойкие ассоциации на определенный раздражитель, но в качестве абстрактного знания, а не реальных физических ощущений. Отличие таких ассоциаций от обычной игры воображения — в их фиксированности: например, человек на протяжении всей жизни ассоциирует цифру «7» с желтым цветом, а музыку Моцарта — с овалом, в каком бы контексте он с ними не сталкивался.

Виды синестезии

«Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца и буква А, крепкое каучуковое Г, Ж — отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного, а также темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба».

Так описывал свои ощущения от букв русского и французского алфавита синестетик Набоков — в автобиографической повести «Другие берега». Современное исследование профессора Калифорнийского университета Шона Дэя показало, что графемно-цветовые ассоциации («буква-цвет» или «цифра-цвет») — самый популярный вид синестезии: его обнаружили у 62% опрошенных синестетиков (всего в исследовании принял участие 931 человек). На втором месте — связь между отрезками времени и цветами: 21% опрошенных наделяли разными оттенками дни недели и месяцы года. На третьем месте — ассоциации между музыкальными звуками и цветами. Впрочем, «цветной слух» в базовой форме свойственен большинству людей: мы все способны делить музыку на «светлую» и «мрачную». Но в ходе своих исследований Дэй обнаружил и совсем странные случаи: некоторые люди наделяют запахом геометрические фигуры, а цветом — болевые ощущения. Отдельные счастливчики даже испытывают «цветной» оргазм.

Почему это происходит

Нейрофизиологи до сих пор не пришли к единой точке зрения на этот счет. По одной из версий, проводящие нервные пути в мозге синестетика по каким-то причинам теряют миелиновую оболочку, которая играет роль изолятора и предотвращает рассеивание нервных импульсов. В результате, нейроны, отвечающие за разные чувственные впечатления, начинают спонтанно обмениваться электрическими импульсами и в сознании человека возникают странные взаимосвязи между ощущениями.

«Ференц Лист однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой “играть чуть менее розово” — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука».

По второй версии, в раннем детстве все мы были синестетиками: в мозгу младенца гипотетически могут существовать «нейронные мостики», поддерживающие связи между разными органами чувств. И если гипотеза верна, то цвета, образы, звуки и запахи в восприятии малыша слиты в одно насыщенное, хаотическое целое — но с возрастом эти связи разрушаются и наши ощущения становятся более четкими. А у небольшого процента людей эти «мостики» сохраняются на протяжении всей жизни.

Но самая популярная гипотеза — модель кросс-активации. Согласно ей, между двумя смежными зонами коры головного мозга, отвечающими за разные ощущения, происходит перекрестная активация. Например, зона, ответственная за восприятие геометрических форм, попадает в зависимость от области, отвечающей за восприятие звука. Это может происходить из-за возникновения аномальных связей между нейронами или неправильной работы нейротрансмиттеров.
По этой модели, синестезия — врожденное качество человека, вызванное мутацией генов. И может передаваться по наследству — что подтверждает биография Набокова: цветовое восприятие букв он унаследовал от матери и передал своему сыну. Но стоит подчеркнуть, что наследуется лишь способность «смешанного восприятия»: это не значит, например, что одни и те же звуки у родителей и детей будут связаны с одинаковыми цветами.

Впрочем, есть и скептики, полагающие, что синестезия — это лишь разновидность метафорического мышления, способность творчески проводить параллели между разными вещами. В той или иной степени такое мышление свойственно всем людям и имеет свои паттерны: например, мы обычно ассоциируем печаль с цветами холодного спектра, а звук контрабаса кажется нам «тяжелым». Но эта теория не объясняет всех странностей синестетического восприятия — ведь для таких параллелей нужно хотя бы отдаленное сходство между сравниваемыми объектами. А в сознании синестетика цвет слова может, например, вступать в противоречие с цветом обозначаемого им предмета. Слово «море» может восприниматься как красное, а слово «закат» — как зеленое, вопреки реальному чувственному опыту человека, связанному с этими понятиями.

Можно ли стать синестетиком?

Синестезия — явление непроизвольное: маловероятно, что человек «развидит» цвета нот или перестанет ощущать запахи дней недели по собственному желанию. Так же мала и вероятность стать настоящим синестетиком в середине жизни. Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества.
Впрочем, медицине известны редкие случаи, когда из-за нарушения определенных процессов в мозгу человек приобретал синестетические способности. Самая нашумевшая история произошла с сорокапятилетним жителем Торонто. В 2007 году мужчина пережил инсульт, а 9 месяцев спустя начал испытывать странные ощущения: его стали раздражать слова, написанные определенным цветом, синий начал ассоциироваться с запахом малины, а при звуках главной темы из фильмов «Бондианы» канадец впадал в настоящий экстаз — хотя отнюдь не являлся фанатом Яна Флеминга. Испугавшись, мужчина обратился к врачам. МРТ-сканирование помогло выяснить причину: пострадавший от инсульта мозг пациента пытался восстановиться, формируя хаотичные связи между нейронами.

Спойлер

_SxjiXzC1fs

[свернуть]

Недостаток или преимущество?

Жизнь человека, которому для эйфории достаточно пары нот из саундтрека «Бондианы», не лишена прелести. Хотя есть и минусы — непроизвольные ассоциации и ощущения могут мешать сосредоточению. Зато появляются дополнительные механизмы запоминания. Шотландский психолог Джулия Симнер совместно со своими коллегами провела эксперимент — попросила смешанную группу из синестетиков и обычных людей вспомнить даты ряда известных событий 1950—2008 гг. Синестетики называли даты точнее — благодаря тому, что их воспоминания подкреплялись более широким спектром ассоциаций. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

«Опыт синестезии (чаще всего, разнообразные чувственные ассоциации с музыкальными звуками и ритмами) могут давать психоделики — но такие переживания, как правило, заканчиваются вместе с действием наркотического вещества».
Синестезия может помогать и в творчестве — хотя далеко не все литераторы, художники и композиторы, увлеченные темой смешанного восприятия, действительно обладали даром синестезии. В частности, цвето-звуковые ассоциации Рембо, Кандинского и Скрябина, по мнению исследователя Шона Дэя, были вполне произвольными плодами их фантазии. Зато Владимир Набоков, Ван Гог, Дюк Эллингтон и Ференц Лист признаны настоящими синестетиками. Последний однажды шокировал музыкантов веймарского оркестра просьбой «играть чуть менее розово» — видимо, не понимая, что не все разделяют его восприятие звука.
Впрочем, синестезия может повлиять на креативность лишь в определенных пределах — порождаемые ей ассоциации гораздо менее гибки, чем те, что возникают при обычном метафорическом мышлении.

Как помочь науке

В мире существуют официальные ассоциации синестетиков и проекты, занимающиеся исследованием этого феномена. Любой человек, открывший в себе необычные особенности восприятия, может принять в них участие.

Статья здесь: http://theoryandpractice.ru/posts/7428-chto-takoe-sinesteziya-i-pochemu-siniy-tsvet-mozhet-pakhnut-malinoy
Картинка с сайта http://www.factroom.ru/facts/29976

Добавлю от себя:

В некоторых кругах считается, что синестезия — это также восполнение функций недостающих, поврежденных или отсутствующих органов через активацию других. Например, люди с проблемами слуха развивают более внимательный взгляд для чтения губ собеседника и могут воспринимать настроение через вибрации голоса, ощущаемые всем телом, а не слуховым аппаратом. Мозг среднестатистического  человека обычно «запрещает» нам видеть и слышать вне общих спектров световых и звуковых волн, при этом подавляя более тонкие органы чувств, такие как шишковидную железу, гипофиз и прочие ментальные тела. Однако, при нарушении функций того или иного органа, мозг адаптируется под ситуацию и позволяет считывать информацию с окружающей реальности «нефизическими» чувствами, то есть немного выйти за рамки дозволенного матрицей. Включается то самое «шестое чувство», а иногда и целый набор чувств.

Отличный пример этому — слепой турецкий художник Эшреф Армаган:

Уникальность этого человека в том, что вот уже 35 лет он рисует прекрасные картины масляными красками. Но при этом, он абсолютно слепой с самого рождения и никогда не видел окружающий его мир, не видел света и не ощущал обилия красок вокруг. Но это совершенно не мешает ему мечтать и творить.

Джон Кеннеди, профессор психологии Восприятия и Познания Университета Торонто в Скарборо так выразился о способностях Эшрефа Армагана: » Г-н Армаган является очень важной фигурой в истории живописи и, тем более, в истории науки. Его картины являются замечательными. Я был поражен его рисунками и его работой с красками. Он является первым человеком в истории, который наглядно продемонстрировал, что слепой от рождения человек может абсолютно нормально развиваться без визуального контакта с внешним миром. До него ничего подобного зафиксировано не было, и тем более никогда не было аналогичных случаев в истории изобразительного искусства».

Когда Эшреф берется за очередную картину, он нуждается в абсолютной тишине вокруг. Первым делом, если в его картине планируется новый объект, Эшреф изучает его очертания, используя для этого шрифт Брайля, и только после этого наносит этот объект на свое полотно. Эшреф Армаган не может просто так рисовать свои картины, он должен чувствовать то, что рисует, он старается быть «внутри» своей картины. Поэтому, к примеру, когда он рисует картину моря, он часто надевает спасательный жилет, чтобы не утонуть в этом море! Удивительное восприятие окружающей действительности, не правда ли?

Когда к нему приходит творческий настрой и если он прочувствовал свою будущую картину и доволен ею — только тогда он начинает наносить масло на холст собственными пальцами. Из-за того, что он применяет только один цвет краски за один раз, иногда приходится ждать два или три дня, пока засохнет уже нанесенная краска и картина не станет готова к нанесению следующего цвета. Этот метод живописи совершенно уникальный и пользуется им только один человек на планете — Эшреф Армаган. Во время своего творческого процесса, он не получает никакой помощи от окружающих и творит полностью сам. Это удивительно, но он каким-то невероятным образом научился рисовать перспективу! Как это вообще возможно, чтобы слепой от рождения человек осознал, что такое перспектива в рисунке? Это невообразимо.

Картины Эшрефа:


РАЗВЕРНУТЬ ДЕТАЛИ

 

Эшреф Армаган родился в бедной семье в Турции. В детстве и юности он не получил никакого даже формального образования и, тем более, не проходил никакой профессиональной подготовки. Однако, он самостоятельно научился писать и печатать. Эшреф рисует свои картины собственными пальцами рук и использует только карандаш и масляные краски. Никаких кисточек он никогда не использовал. Таким образом, Эшреф Армаган совершенствовал свое искусство рисования собственными пальцами на протяжении последних 35-ти лет.

 

[свернуть]

Эшрефу Армагану в настоящее время 41 год, женат, имеет двоих детей. Он выставлял свои работы уже более чем на 20-ти выставках в Турции, Голландии и Чехии. Он появлялся несколько раз на телевидении и в печати Турции, и, даже, в программах BBC и ZDF. А телеканал Дискавери снял о нем целый фильм (на русском, к сожалению, не нашел):

Сайт художника

Звучание цветов ауры

Маленький отрывок большого сеанса )

В: Посмотри на свою ауру
О: Я вижу вокруг себя радугу. Ее, кстати, можно даже слушать. Она музыкальная. Можно к каждому цвету прислушиваться и это будет как отдельная музыка. Вообще-то это как защитное поле, похожее на воздушный пузырь у рыбы. Это такая защитная штука. Она живая. Она такая красивая, она не заканчивается  в радиусе метра/двух.  Что-то светлое волнами расходиться от самого краешка и летит в бесконечность. Будто камешек бросил в воду и круги расходятся вокруг упавшего в воду камня. Только это сферические круги расходятся от меня. Это вибрирующая сфера. И как раз цвет ауры определяет характер вибрации.

В: А как звучит музыка цветов? Например «голубой»?
О: Это как будто смычком по хрусталю играть.
В: А как звучит «синий»?
О: Это если разбить хрустальную вазу и эти осколки взять и поднять в воздух они будут друг с другом тереться  и эти хрусталики будут издавать чуть ниже тон/звон чем голубой.
В: А как звучит оранжевый?

По теме:

 

Перезагрузка 2024 МЕТАИССКРА

Практики | Сеансы | Обучение | Психология
Для новичков и среднего уровня | Для опытных практиков

Telegram  ВКонтактеВКонтакте YouTubeYouTube  Дзен

Задать вопрос администратору: seans@metaisskra.com


Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай, описанный через личную призму убеждений, миропонимания и доступных знаний рассказчика в текущем моменте. Эта призма может не совпадать с вашей или существенно отличаться от общепринятых концепций, ибо каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие реальности и точку зрения. Частное мнение рассказчика не обязано отражать другие мнения, знания, ожидания и «прописные истины», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса

При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна

Теги: , , ,
Другие статьи по теме

Что такое синестезия, почему синий цвет может пахнуть малиной и как рисуют слепые: 1 комментарий

  1. Некоторым графемно-цветовая синестезия помогает писать грамотно — совершенную орфографическую ошибку им может подсказать «неправильный» цвет слова.

    Встроенный в голову Word !? :)

    Вообще выглядит синестезия, как логичное продолжение развития творческого потенциала людей. Тех же художников, поэтов, писателей, музыкантов. Как чувственные переживание настолько сильно и осознаваемы, что переходят в новое качесто, цветовое, или вкусовое, например (то есть как то материально проявляются в Сознании, а не присутствуют просто как «легкий ветерок ощущений»)

    Тема интересная, но не простая и не однозначная.

Добавить комментарий