Каким бы странным ни был смысл этого подзаголовка, в нем сходятся все основные противоречия, с которыми в недавнем прошлом столкнулись величайшие мыслители человечества. Альберт Эйнштейн в своей автобиографии высказал соображение, что мы — всего лишь пассивные наблюдатели, живущие в давно готовой Вселенной, на которую у нас, судя по всему, нет почти никакого влияния: «Вот простирается необъятный мир, который существует независимо от человеческой воли. Он возвышается перед нами великой и вечной загадкой, почти недоступной для нашего понимания и изучения»2. Надо сказать, что подобных взглядов на Вселенную большинство ученых придерживается и по сей день.
Радикально иную трактовку нашей роли в мироздании предложил принстонский физик и коллега Эйнштейна Джон Уилер. Опираясь на эксперименты конца XX века, доказавшие, что, даже если человек просто смотрит на некую вещь, она изменяется под действием его взгляда, Уилер говорит: «Всем известна старая идея о том, что где-то там, снаружи, находится Вселенная, а здесь — человек, надежно защищенный от нее шестью дюймами зеркального стекла. Теперь, благодаря квантовой картине мира, мы знаем, что даже простое наблюдение за таким микроскопическим объектом, как электрон, требует от нас разбить это зеркало, мы должны проникнуть туда, внутрь… Прежнего пассивного наблюдателя следует вычеркнуть из книг. Ему на смену должен прийти полноправный участник мирового процесса».
Вот это прорыв! Уилер интерпретирует наше взаимодействие с миром совсем не так, как Эйнштейн. Он утверждает: нельзя отстраненно наблюдать за тем, что происходит во Вселенной. В самом деле, эксперименты квантовой физики ясно показывают, что, если сосредоточить взгляд на мельчайшей частице вроде электрона, ее свойства будут меняться. В результате таких экспериментов было выдвинуто предположение, что акт наблюдения, по сути, есть акт творения и что деятельность сознания обладает созидательной силой. Все это говорит о том, что мы не можем больше рассматривать себя как пассивных наблюдателей, не влияющих на объекты нашего наблюдения.
Разницу между скрытым и видимым и иллюзию раздельности вещей проще всего показать на примере потока воды. «В потоке воды можно различить водовороты, волны и всплески, хотя понятно, что сами по себе они не существуют», — говорит Бом5. Каждый всплеск воды кажется нам отдельным явлением, но Бом рассматривает их как взаимосвязанные составляющие единого процесса: «Мимолетное бытие, которым обладают эти абстрактные формы, предполагает лишь относительную независимость, а вовсе не самостоятельное существование»6. Попросту говоря, всплески водного потока суть формы все той же воды7.
О существовании особого языка, на котором можно вести диалог с Божественной матрицей, упоминают самые древние мистические традиции. Этот язык не требует привычных слов, произносимых вслух или запечатлеваемых с помощью письма. Он очень прост, более того, мы все владеем им почти в совершенстве и пользуемся каждый день. Я имею в виду язык человеческих чувств.
Современные ученые обнаружили, что любая эмоция вызывает химические изменения в организме, прежде всего это касается рН-фактора и гормонального фона9. В каждую секунду жизни мы имеем возможность утверждать свое бытие в мире благотворными чувствами любви, сострадания и прощения либо же, напротив, подтачивать его негативными переживаниями — завистью, ненавистью и осуждением. Надо заметить, что чувства, генерирующие в нас такие силы, распространяют свое влияние в квантовом пространстве и за пределы наших тел.
Может быть, проще будет представить Божественную матрицу в виде необъятного многослойного покрывала, окутывающего все сущее и краями уходящего в бесконечность. Все, что есть в мироздании, и все существенные моменты нашей жизни — от зарождения в водах материнской утробы до женитьбы, а также дружеские отношения, карьера, обыденный повседневный опыт — не что иное, как складки на этом гигантском покрывале.
С точки зрения квантовой теории, любые физические объекты — от атомов до растений, от человеческих тел до планет и галактик — можно интерпретировать как «возмущения» в ткани пространственно-временного покрывала. Сходным образом мироздание описывается и в древних поэтических и духовных традициях. Например, в Ведах говорится о «чистом сознании», которое проницает весь мир10. Эти традиции рассматривают наши мысли, чувства и убеждения, равно как и все оценки, проистекающие из них, в качестве раздражителей, колеблющих поверхность беспредельного Сознания, которое изначально пребывает в безмятежном покое.
В стихотворении Сэн Цаня «Письмена о доверии к уму» (Синь синь мин) речь идет о некоей субстанции, служащей колыбелью и образцом для всего существующего. Эта субстанция, называемая Дао, не поддается никаким описаниям, так же как и упоминаемое в Ведах «чистое сознание». Дао есть «необъятное пространство, где нет никакого избытка или недостатка» и высшее совершенство, аккумулирующее всякий частный опыт.
Согласно Синь синь мин, гармония Дао покидает нас всякий раз, когда мы нарушаем его безмятежность своими суждениями. На случай, если это все же происходит и мы оказываемся в состоянии гнева или внутренней раздвоенности, в тексте книги есть простая рекомендация: «Чтобы вернуть себе гармонию с реальностью, на всякое возникающее сомнение скажи себе твердо: «не два». В этом «не два» не возникает различий или исключений». Greg Braden
По теме:
Практики | Сеансы | Обучение | Психология
Для новичков и среднего уровня | Для опытных практиков
Telegram ВКонтакте YouTube Дзен
Реальность многомерна, взгляды на неё многогранны. Здесь показана лишь одна или несколько граней, каждая из которых должна рассматриваться как частный случай, описанный через личную призму убеждений, миропонимания и доступных знаний рассказчика в текущем моменте. Эта призма может не совпадать с вашей или существенно отличаться от общепринятых концепций, ибо каждый имеет право на свое индивидуальное восприятие реальности и точку зрения. Частное мнение рассказчика не обязано отражать другие мнения, знания, ожидания и «прописные истины», ибо истина безгранична, а реальность постоянно меняется. Берем свое и оставляем чужое по принципу внутреннего резонанса
При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна